Новый союз ISD + Lampre
О таком тандеме можно было только мечтать: в Украине родилась первая в ее истории команда Про-Тура! Команда ISD приходит в элиту профессионального велоспорта.
СТАТУС И РАЗВИТИЕ
О сотрудничестве украинцев с итальянской Про-Туровской командой Lampre стало известно 19 июня. Плодом такого союза станет команда Lampre ISD, которая в ближайшие три сезона будет выступать в самых престижных мировых велогонках, включая, разумеется, "Тур де Франс", "Джиро д'Италия" и "Вуэльту". Обновленная команда Lampre ISD 15 августа подала документы для регистрации, и никто не сомневается в том, что UCI одобрит такой тандем.
Что получат стороны от такого шага? Украина в целом и СК "ИСД" в частности впервые в истории будет иметь свою команду в элитном дивизионе Pro Tour. Это на ступеньку выше в иерархии, чем Про-Континентальная команда ISD-Neri - проект, с которым ИСД впервые пришла в профессиональный велоспорт полтора года назад и который был для отечественного велоспорта "пробой пера" в категории профи. В свою очередь, Lampre получит надежного спонсора и партнера, жаждущего громких побед и готового вкладывать ресурсы - финансовые и человеческие -
в развитие команды.
О том, как началось партнерство, какой будет команда, кто будет ею руководить и что ждать от нового итальянско-украинского велогиганта, "Салону" рассказал директор спортклуба ИСД Марк Бейгельзимер.
ПОЧЕМУ LAMPRE?
- ISD приходит в Pro Tour с новой командой. Когда и при каких обстоятельствах был создан этот проект?
- В конце июля мы встречались с нашими нынешними партнерами по команде ISD-Neri и предложили им новый формат сотрудничества на 2011-й и последующие годы, предусматривающий повышение роли украинской стороны в управлении командой. Дело в том, что когда мы только начинали работать с ними два года назад, то говорили о том, что наша задача - воспитать наших, украинских менеджеров и специалистов в самых разных сферах - техников, массажистов, велогонщиков. Мы хотели по крупицам собрать украинский ресурс, научить и дальше развиваться самостоятельно. Тогда с итальянской стороны было полное понимание, но сейчас, когда мы предложили вариант, при котором мы частично берем на себя функции управления командой, понимания с их стороны мы не нашли. И они захотели идти самостоятельно. В предыдущем формате они фактически руководили командой, а мы помогали финансами и другими средствами. За эти два года они также выросли как менеджеры, и мы прекрасно понимаем, что делить эти функции им тоже не с руки.
Мы разошлись цивилизованным путем, оставшись в нормальных отношениях. После той встречи каждый начал искать свой вариант продолжения. Мы изначально решили, что в следующем году нашим проектом будет заниматься Василий Жданов, и снарядили его в Италию, чтобы он нашел там новых партнеров. Правда, мы предполагали идти своим - Про-Континентальным и чисто украинским проектом. Но, будучи в Италии, Жданов через своих знакомых вышел на Lampre. Менеджер команды Джузеппе Саронни и Жданов знали друг друга - они оба были выдающимися спортсменами и гонялись в одно и то же время. После встречи Жданов сообщил нам, что команда Lampre интересуется сотрудничеством с нами в новом формате. Честно говоря, это было неожиданно. Мы несколько дней отмалчивались, взвешивая все плюсы и минусы. В конечном итоге выяснили, что плюсов больше. Мы очень оперативно согласовали этот вопрос с президентом клуба Виталием Ковальчуком и владельцем корпорации «Индустриальный союз Донбасса» Сергеем Тарутой, написали протокол о намерениях и быстро все согласовали с Lampre. Официальное оформление отношений ускорили существующие в UCI крайние сроки подачи документов для регистрации, и 15 августа в UCI ушла заявка на регистрацию команды Lampre-ISD.
- И какова судьба заявки? Насколько велика вероятность, что ее без проблем одобрят?
- Крайний срок UCI - 1 октября. У Lampre, как и у 17-ти других Про-Туровских команд, есть лицензия, которая действует несколько лет, максимальный срок - четыре года. У Lampre она - до 2013 года. Теоретически лицензионный комитет UCI может отказать в подтверждении лицензии на следующий год. Но у нас нет особых сомнений в том, что команда пройдет - это одна из самых давних и стабильных команд в дивизионе Pro Tour. К слову, много отечественных (в широком смысле этого слова) гонщиков - в их числе и легендарный Абдужапаров, который в этом году приезжал в Донецк - в то или иное время были связаны с этой командой. Именно поэтому, может быть, и произошел этот контакт. И это облегчает наше нынешнее сотрудничество.
ПЕРВЫЙ "БРАК"
- Несмотря на то, что год еще не окончен, прежнее партнерство с итальянскими партнерами в рамках Про-Континентального проекта - уже история. Чем оно запомнится?
- Эти два года можно считать успешными во всех отношениях. Это - история, в которой команда останется первой и для нас, и для итальянского коллектива. Мы до конца жизни повязаны с нашими нынешними итальянскими партнерами особыми отношениями.
- Что вы считаете главным достижением и главной неудачей этого проекта?
- Если говорить о спортивном аспекте, то самое громкое достижение команды - майка лучшего горного гонщика на "Тиррено-Адриатико". После этого можно вспомнить и достойное участие в "Джиро д’Италия" 2009 года, и больше 40 подиумов, и четвертое место в европейском рейтинге, и первое место Джованни Висконти. Много хорошего было. Если со спортивной точки зрения рассматривать неудачи, то хотелось лучше выступить на "Милан - Сан-Ремо" в этом году. Эта гонка для нас стояла особняком, поскольку по достаточно неясным причинам мы не попали на "Джиро", "Милан - Сан-Ремо" стал для нас главным стартом. К сожалению, не в полной мере восстановился перед гонкой Висконти, и нам не удалось в полной мере показать, на что мы способны. А ведь и до этой гонки, и после нее результаты команды были впечатляющими.
Теперь - о других аспектах. В спортивной жизни, как и в любой жизни, есть главное и второстепенное. По истечении полутора лет и мы, и итальянская сторона поняли, что на стыке разного менталитета, разных велосипедных историй всегда сложно. Но это не главное. Когда люди относятся друг к другу с доверием и ставят перед собой общие цели, можно создать достаточно сплоченный коллектив и единую команду. Вот это - главное, что было сделано за эти годы.
НОВЫЕ ЛИЦА
- Команда Pro Tour - это, однозначно, более высокая ответственность - как финансовая, так и с точки зрения нагрузки, которая ложится на гонщиков. Насколько спортклуб готов нести эти тяготы?
- Мы неоднократно обсуждали это вопрос с Сергеем Тарутой и Виталием Ковальчуком - они являются первыми лицами в списке ответственных людей. Тяжело, очень тяжело. В среднем бюджет Про-Туровской команды раза в 2,5-3 больше, чем бюджет Про-Континентальной команды. Сейчас не самые легкие времена для компании. Но мы прекрасно понимаем, что пять лет, которые «ИСД» вкладывала средства и силы в развитие украинского велоспорта, не должны быть в одночасье перечеркнуты. Начинать заново всегда сложнее. Этим принципом мы всегда руководствовались, когда решали, проводить или не проводить соревнования, продолжать тот или иной проект или нет. Поэтому наши руководители нашли возможность финансово гарантировать участие нашей стороны в этом проекте.
Что касается другого рода ответственности - мы искали людей, которые могли бы достойно представлять страну в команде такого уровня. В итоге помощником главного менеджера команды Lampre Саронни будет известный в прошлом велогонщик Василий Жданов. В состав спортивных директоров входят Богдан Бондарев и Петр Угрюмов. Президент СК "ИСД" Виталий Ковальчук будет почетным вице-президентом команды, у него будут представительские функции.
- Чем занимался Жданов до прихода в команду?
- Он новый человек в структуре спортклуба "ИСД". Но мы часто общались, поскольку это человек велоспорта. Он имеет большую спортивную историю и очень высокие результаты, большой авторитет в мире велоспорта. Правда, он некоторое время не общался со своими иностранными друзьями, поскольку выполнял функции председателя Харьковского областного управления спорта и не был напрямую связан с велоспортом. Но его помнят, знают, и после того, как он два раза съездил в Италию, все старые связи начали восстанавливаться. Он с радостью взялся за это дело: возможность снова окунуться в атмосферу велоспорта дала ему огромный положительный заряд, и сейчас он горит этой работой. Аналогичная ситуация с Петром Угрюмовым. Это выдающийся спортсмен, которого в шутку называют единственным гонщиком, которого боялся Мигель Индурайн. Об этом вспоминают все! Хотя Угрюмов не занимался профессиональным велоспортом: он вел молодую любительскую команду в качестве спортивного директора. В целом его опыт и авторитет должны помочь нашей команде встать на ноги.
- Будут ли другие спонсоры у команды, помимо двух титульных?
- Места на майке, как вы понимаете, мало. В Pro Tour более строго относятся к спонсорским отношениям. Если в Про-Континентальной команде можно позволить себе наличие 6-8 логотипов разной величины, то в Pro Tour это не принято. Два-три, максимум четыре спонсора - и все. Так что спонсоров много не будет. Если ранжировать их по финансовой нагрузке, то будет титульный спонсор - Lampre, на плечи которого будет ложиться наибольшая часть финансовой ответственности, второй титульный - ИСД, а все остальные - в основном, технические: велосипеды, форма... Но мы изначально говорили Lampre, что для ИСД реклама не так важна, и мы готовы даже поступиться какими-то рекламными местами в пользу других партнеров.
Для нас важно то, чтобы название ИСД было неразрывно связано с развитием украинского велоспорта.
РАВЕНСТВА НЕ БУДЕТ
- Кто из гонщиков уже гарантированно будет выступать за команду?
- Я еще не готов называть фамилии, поскольку этот вопрос сейчас на стадии обсуждения.
- А кого из украинских гонщиков вы хотели бы видеть в Lampre-ISD?
- Равного представительства - 50% украинских гонщиков и 50% итальянцев - однозначно не будет. В команду войдут, по крайней мере, шесть украинских гонщиков, и среди них мы бы очень хотели видеть ребят, которые эти два года участвовали в нашем профессиональном проекте.
- Цели команды на следующий сезон, вероятно, будут сформированы уже после ее комплектации?
- Те цели, которые мы бы ставили для Про-Континентальной команды, здесь не подходят, поскольку участие в "Джиро" и других гранд-турах нам обеспечено. Перед каждым гонщиком будут стоять свои, конкретные задачи. Каждый гонщик будет четко понимать, что он готовится к "Джиро" или к "Тур де Франс". Гонщики должны согласиться со своими ролями: кто-то будет лидер, кто-то будет помогать.
- Команда Lampre практически каждый год меняет свою "вторую половину" - второго спонсора. Не боитесь, что ваше сотрудничество также окончится быстро?
- Мы договорились, что до истечения их Про-Туровской лицензии мы будем вместе. То есть, три года. И кстати, это стало одним из серьезных факторов в пользу того, чтобы проект состоялся. Им уже поднадоело менять вторых спонсоров. Это же не только надпись на футболке, но и персоналии, с которыми необходимо тесно работать.
- Пресса пишет о совместных бизнес-интересах корпораций ИСД и Lampre...
- Действительно, не исключается такая возможность: ведь и они, и мы в металлургическом бизнесе. Но корни союза однозначно уходят в велоспорт, все начинается с него.
- Напоследок обрисуйте перспективы второй велокоманды ISD.
- Это по-прежнему будет континентальная команда, и мы сейчас очень серьезное внимание уделяем финансовому обеспечению этой команды. Если ее не будет, тогда прервется преемственность. Мы очень надеемся сохранить все наши велопроекты на следующий год.
- Не станут ли жертвами таких планов другие спортивные проекты, которые культивирует СК "ИСД"?
- За последние два года мы и так до минимума сократили количество тех видов спорта, которые мы развиваем... Нельзя охватить необъятное. Но, опять-таки, по той же причине, по которой мы продолжаем все свои велопроекты, мы не можем отказаться, например, от поддержки штангиста Артема Удачина. Если мы уже начали подготовку к Олимпиаде 2012 года, то мы должны довести ее до победного конца.
Беседовала Елена ГЕРУС, "Салон"
СПРАВКА О LAMPRE
• Велокоманда основана в 1991 г. компанией по производству велосипедов Colnago. С 1993 г. главным спонсором становится компания-производитель стального проката Lampre.
• Генеральный менеджер команды, Джузеппе Саронни, бессменно возглавляет ее с 1996 г.
• В 2005 г. Lampre объединилась с командой Saeco и получила лицензию UCI ProTour под названием Lampre-Caffita. С тех пор много раз меняла второго спонсора.
• В 2010 г. выступает под названием Lampre-Farnese Vini.
• В составе Lampre успехов добились такие легендарные гонщики как Джамолидин Абдужапаров (победы на трех этапах "Тур де Франс" и выигрыш спринтерской классификации в 1993 г.),
Павел Тонков (победа в генеральной классификации "Джиро" в 1996 г.), Джильберто Симони (победитель этапов "Джиро" и "Вуэльты", выигрыш генеральной классификации "Джиро" в 2001 г.), Алессандро Балан (чемпион мира 2008 г.).
• Сейчас цвета Lampre защищает один из лучших финишеров мира, победитель спринтерской классификации на "Тур де Франс-2010" Алессандро Петакки. Он много раз выигрывал этапы на всех трех гранд-турах.
• Главные победы сезона-2010 - первое место в "Гран-при побережья Этрусков" (Петакки), победы на трех этапах "Тура Сардинии" (Джавацци, Петакки, Хондо) и двух этапах "Тур де Франс" (Петакки).
СПРАВКА "САЛОНА".
Велокоманды: профессиональные и не очень
В велоспорте существует следующее разделение:
• Команды Про-Тура (ProTour). Про-Тур учрежден Международным союзом велосипедистов (UCI) в 2005 году. Элита командного велоспорта. Лицензии выдаются максимум 20 командам (в этом году - 18) на четыре года. По условиям лицензирования, команды обязаны участвовать во всех гонках, проводимых под эгидой Про-Тура, а также в других состязаниях на свое усмотрение.
• Про-Континентальные команды (Pro Continental). Состоят из гонщиков-профессионалов. Могут выступать в главных гонках - "Тур де Франс", "Джиро д'Италия" и "Вуэльта", только если получат приглашение от организаторов. В список Про-Континентальных команд в этом году входит ISD-Neri.
• Континентальные команды (Continental). Могут состоять из гонщиков-любителей и профессионалов. Сейчас в Европе около сотни континентальных команд, которые входят в общий рейтинг с Про-Континентальными командами. В их числе - ISD Continental Team.